1. Правовые основания временного выбытия (отпуска) лиц, страдающих психическими расстройствами, из интернатов.
Интернаты в своей деятельности по оказанию социальных услуг и защите прав и законных интересов лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, или дееспособность которых ограничена, руководствуются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Законом РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ», приказом Минтруда России от 24.11.2014 № 940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений», приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 21.04.2014 № 214 «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам».
Федеральным законодательством не урегулирован порядок временного выбытия (отпуска) лиц, страдающих психическими расстройствами, из интернатов.
Вместе с тем, действующее законодательство не допускает ограничения права проживающих в стационарной организации социального обслуживания на временное выбытие (отпуск) из интернатов.
Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 5 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.
Действующим законодательством не предусмотрено ограничение прав лиц, страдающих психическими расстройствами, в том числе признанных недееспособными или дееспособность которых ограничена, на свободное передвижение, выбор места жительства и места пребывания. Реализацией конституционного права на свободное перемещение является в том числе временное выбытие (отпуск) из интерната.
В соответствии со статьей 5 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением или пребывания в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, а также в стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, не допускается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Гражданского кодекса РФ, опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Опекуны и попечители заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими.
Опекуны и попечители исполняют свои функции, учитывая мнение подопечного, а при невозможности его установления – с учетом информации о предпочтениях подопечного, полученной от его родителей, прежних опекунов, иных лиц, оказывавших ему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.
В соответствии с пунктом 36 Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденных приказом Минтруда России от 24.11.2014 № 940н, задачами интерната являются:
- Осуществление мероприятий по социализации получателей социальных услуг в целях их подготовки к жизни вне стационарной организации социального обслуживания, а также в целях содействия полноценному участию получателя социальных услуг в жизни общества, в удовлетворении своих жизненных потребностей;
- Содействие получателям социальных услуг, включая детей, в сохранении (восстановлении, установлении) родственных и иных социальных связей.
- Качественная реализация этих и других задач интернатов, в том числе в отношении недееспособных и неполностью дееспособных граждан, предполагает их периодическое временное выбытие (отпуск) из стационарной организации социального обслуживания.
2. Цели, сроки и периодичность временного выбытия (отпуска) лиц, страдающих психическими расстройствами из интерната.
Временное выбытие (отпуск) лиц, страдающих психическими расстройствами, в том числе недееспособных и неполностью дееспособных граждан, из интерната может осуществляться в разных целях, в том числе, но не ограничиваясь:
- для совместного отдыха или досуга с родственниками, друзьями, волонтерами;
- в туристические поездки;
- для участия в мероприятиях и программах, организуемых социально ориентированными некоммерческими организациями (например, в программах социальной адаптации лиц, страдающих психическими расстройствами, к самостоятельному или сопровождаемому проживанию вне интерната);
- для получения медицинской помощи, в том числе санаторно-курортного лечения.
Действующее законодательство не ограничивает продолжительность и частоту временных выбытий получателя услуг из интерната. Продолжительность временного выбытия (отпуска) может быть кратковременной (например, на выходные и праздничные дни), среднесрочной (на месяц) и продолжительной (например, на несколько месяцев).
3. Рекомендации по оформлению решений о временном выбытии (отпуске) лиц, страдающих психическими расстройствами, из интерната.
Решение вопроса о временном выбытии (отпуске) получателя социальных услуг относится к компетенции руководителя интерната и не входит в полномочия органов опеки и попечительства, а также министерства социальной политики Нижегородской области.
Вместе с тем, министерство социальной политики Нижегородской области будет оказывать оперативное методологическое содействие в решении указанных вопросов по обращениям граждан, руководителей интернатов, а также органов опеки.
Для принятия решения руководитель интерната может создать комиссию с участием медицинских и социальных работников, педагогов, психологов и иных работников организации.
Обязательным условием принятия положительного решения о временном выбытии (отпуске) является желание лица, страдающего психическим расстройством. Оно может быть выражено письменно (оформлено заявлением на имя руководителя организации) или устно, если по состоянию своего здоровья проживающий не может подписать заявление.
Вместе с тем, большинство лиц из числа проживающих в интернатах, не способны к самостоятельному проживанию, нуждаются в сопровождении, уходе и наблюдении за ними в соответствии с состоянием их здоровья.
При временном выбытии (отпуске) получателя социальных услуг эти задачи могут решаться родственниками, друзьями, волонтерами (добровольцами), социально ориентированными некоммерческими организациями, которые готовы взять на себя соответствующие письменные обязательства.
Решение о временном выбытии (отпуске) подопечного к членам семьи, иным родственникам, друзьям, волонтерам рекомендуем принимать на основании:
1) письменного заявления или зафиксированного работниками интерната устного мнения лица, страдающего психическим расстройством;
2) письменного заявления гражданина, обязующегося заботиться об уходе, сопровождении и содержании лица, страдающего психическим расстройством, в период его временного выбытия (отпуска), с указанием информации о сроке, месте временного выбытия (отпуска), контактных телефонах.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие родство (для родственников при первичном обращении).
3) результатов обследования материально-бытовых и социальных условий проживания лица, страдающего психическим расстройством, в отношении адреса, где планируется нахождение лица, страдающего психическим расстройством (при первичном выбытии недееспособного гражданина на срок, превышающий 2 недели).
Указанное обследование предлагается проводить силами работников интерната, если адрес временного выбытия (отпуска) находится в границах того же административно-территориального образования, где расположена стационарная организация социального обслуживания. Если адрес временного выбытия (отпуска) находится в другом субъекте Российской Федерации или в другом административно-территориальном образовании, соответствующее заключение по результатам обследования предлагается получать на основании обращения в управления социальной защиты населения.
Решение о временном выбытии (отпуске) подопечного для участия в мероприятиях и программах, реализуемых СОНКО для лиц, страдающих психическими расстройствами, рекомендуем принимать на основании письменных обращений руководителей указанных организаций, содержащих информацию о реализуемом проекте, обязательства обеспечивать временно выбывающих лиц, страдающих психическим расстройством, жильем, заботиться об их содержании, уходе, сопровождении в соответствии с индивидуальными рекомендациями работников интерната.
Основанием для принятия решения о невозможности временного выбытия (отпуска) лица, страдающего психическим расстройством, является его госпитализация и/или отсутствие возможности выполнять назначения врача в период временного выбытия (отпуска) или данных, прямо свидетельствующих о возможной угрозе здоровью либо имущественным правам лица, страдающего психическим расстройством.
Заявление о временном выбытии (отпуске) лица, страдающего психическим расстройством, рассматривается в возможно короткие сроки.
4. Содержание недееспособных и неполностью дееспособных граждан в период временного выбытия (отпуска).
В период временного выбытия (отпуска) недееспособного и неполностью дееспособного гражданина из средств на его содержание, подлежащих зачислению на номинальный счет, ему могут выдаваться денежные средства на текущие расходы (недееспособным гражданам) или на совершение мелких бытовых сделок (ограниченно дееспособным гражданам). Указанные средства могут на основании соглашения перечислятся на счет гражданина или организации, обязующихся в соответствии с заявлением заботиться о временно выбывающем гражданине в период отпуска.
5. Назначение «второго» временного опекуна на период временного выбытия (отпуска) гражданина.
В случае выбытия недееспособного или неполностью дееспособного гражданина на длительный срок (более 2 месяцев) и/или при необходимости в период временного выбытия совершения от его имени (согласования совершения им) юридических значимых действий предлагаем рекомендовать гражданам, желающим забрать недееспособного /неполностью дееспособного гражданина, обращаться также в органы опеки и попечительства для принятия решения о назначении их «вторым» опекуном / попечителем на период временного выбытия (отпуска) недееспособного или ограниченного дееспособного из интерната.
6. Приостановление социального обслуживания на период временного выбытия (отпуска).
Приостановление социального обслуживания на период временного выбытия (отпуска)осуществляется в соответствии с положениями действующего законодательства.